Имманентность потустороннего мира
Аннотация
В настоящей статье Мейясу исходит из пресуппозиций «После конечности» и «Дилеммы призрака», то есть из двух тезисов: (1) все, что логически мыслимо, то возможно и, следовательно, (2) возможен тот самый новый бог, которому не требуется теодицея. Предлагая новую схему контингентного прошлого, чтобы произвести марш-бросок в контингентное же будущее, Мейясу выводит четыре независимых друг от друга мира: мир материи, мир жизни, мир разума, мир справедливости. Настаивая на своей позиции и аргументируя эту абсолютную случайность миров в их последовательности и в ведущих понятиях, он предлагает гипотезу, что одна из бесконечных возможностей, действительно благой бог, может осуществиться, однако событие проходит под грифом чистой возможности. Мейясу пишет об этом мире, четвертом мире справедливости, которого не было, нет или еще нет, как если бы он уже свершился, и бросок костей указал на четкую, ясную, но, в общем, догматическую картину некого квазипришествия. Этот новый бог должен спасти мертвых и спасти нас, среди которых есть особый тип субъекта – «векторный». Субъект, который готовит мир к этому событию – онтологическому щелчку. Обещая абсолютную справедливость, Мейясу, однако, проводит черту: муки любви, творчества и дружбы неприкосновенны – ни одна утопия, по мнению Мейясу, не может претендовать на разрешение этих мук.
Ключевые слова
философия имманентности, этика бессмертия, философская нерелигиозность, божественное, конечность, вечное возвращение
Об авторах
Квентин Мейясу
Философ, преподаватель, Университет Париж I Пантеон-Сорбонна; Париж, Франция
Никита Архипов
Независимый исследователь, Москва, Россия